Немного общего понимания, что такое арматурные наушники и о их месте в мире (портативного) аудио.
Начну с самого главного.
По моему скромному мнению,
арматурный излучатель на сегодняшний момент является краеугольным камнем развития всего портативного Hi-Fi (ну и HiEnd, конечно. Хотя, что это такое, никто не знает :))
Мало того. Во многом арматурный излучатель и создал современный мир портативного высококачественного звука!Да, вы можете быть поклонником
динамического излучателя, который много лет был (и остается) основой всего аудио в мире; технологичность которого уже настолько обсосана и выжата, что он позволяет добиться великолепных результатов почти "бесплатно".
Или вы можете быть ярым поклонником
магнитопланаров (каковым являюсь я) и считать их самым лучшим излучателем в мире...
... но нельзя не признать тот факт, что и планарный и динамический излучатели существовали на рынке портатива задолго до того как на него ворвался арматурный излучатель. И максимум на что они были способны - это небольшой набор динамических и планарных полноразмерных наушников, да некоторый набор почти бесплатных вкладышей, который чаще всего шел просто в комплекте к плеерам или телефонам. Редкие девиации в виде "премиальных" моделей штучно выпускаемых какой-нибудь Sony вообще никакой погоды не делали и в принципе всегда считались больше имиджевой темой чем реально рыночной.
И да, вы будете правы если скажете, что арматурные наушники появились задолго до того как китайцы возродили тему портативного хайфая и вывели её на нынешний уровень. Те же Etymotic, Weston, Shure, UE и некоторые другие уже делали арматурные наушники-затычки, но почему-то это не приводило ни к какому взрывному росту.
На что я отвечу: И понятно, почему не приводило.
Как это ни странно, но когда ты долго "доминируешь" - ты начинаешь стагнировать.
Лидируя во всём эти, западные компании по сути плевать хотели на развитие темы портатива вообще. Да и делали они свои наушники в основном не для рядового покупателя, а как инструмент мониторинга для профи музыкантов. Или как рекламный продукт для продвижения своего основного бизнеса - торговли слуховыми аппаратами и компонентами для него.
Один из ярких и очень показательных примеров - Phonak Audeo, которые появились на рынке наушников сильно позже остальных, но умудрились выкатить изумительные наушники серии PFE 111-122. Которые практически сразу и закрыли в производстве сочтя этот рынок невыгодным!
Т.е. на фоне торговли слуховыми аппаратами, самая удобная, изумительная, хорошо звучащая и не очень то дорогая и очень популярная модель была признана "бесполезной".
К слову -это вообще интересный и очень милый парадокс - новый виток развития портативного звука, ныне вылившийся в типовую аудиофилистию с дикими ценниками и наглым враньём про какие-то там"супрертехнологии" - это плоть от плоти рынка товаров для слабослышащих :) Причем, перекочевав из слуховых аппаратов в аудиофильские наушники арматурные излучатели не претерпели никаких существенных изменений как в конструкции, так и в звуковых возможностях. Т.е. излучатели в ваших аудиофильских арматурных наушниках и в слуховом аппарате "соседа", образно говоря "одни и те же :) Что, в прочем, никак не умаляет их достоинств и влияния на рынок портатива. Кроме того, делая наушники, никто особо и не старался делать под них адекватные источники. Кассетники уже были не адекватными эпохе цифры, а дисковые плеера всегда были скорее маргинальным продуктом и чаще всего использовались в полустационарном варианте. Запад в тему плееров почему-то даже не думал особо погружаться. То есть, даже если бы в то время кто-то захотел развить тему многодрайверов так же как это сделано сейчас, не думаю, что это кому-то бы удалось. Не было рынка, не было массового покупателя, не было "движа".
Пока не "пришли китайцы". Которые вложились и в плеера, и в их ассортимент, которые не постеснялись запихнуть в портатив стационарный звук, использовали в портативе полноправные ЦАПы, хорошую усилительную базу и прочее.
И вот тогда арматура показала себя во всей красе. Когда появился некий первоначальный набор новых источников и стало понятно, что портативное аудио востребовано и у него есть потенциал - сразу возникла необходимость и в большом выборе "звука на вкус". И особенно возник спрос на наушники, ибо наушники, как и акустика - это всегда самый вкусовой, самый окрашивающий, самый "индивидуальный" компонент в системе. Его не может быть "один-два лучших на все случаи жизни", рынок вкусового товара так не работает. Даже "объективных" гвоздей и молотков в мире куда больше одного-двух, а что уж говорить о "звуке"!
И как, простите наполнить этот рынок? Как дать ему "забурлить"? Динамиков слишком много в корпус не сунешь. Даже сейчас два-три динамика в корпусе это скорее "выпендреж" годный разве что для накачивания количества басов и не более. Да и на одном динамике тоже много чего не напридумываешь. Про изодинамику вообще молчу - она вообще была где-то в конце списка на возможное развитие.
А вот арматурный излучатель как раз идеально подошел на роль драйвера всей системы. Его конструктивные особенности (о коих ниже) позволили не просто запустить тему наушников для портатива на новом уровне, но так же создали спрос и на рост возможностей самих портативных источников. Т.е. тема портатива пошла по проторенному пути стационара - постоянной "гонки" источников звука и акустики по повышению уровня друг друга.
И если спросите меня, то я считаю что нынешний парк "хиенд плееров", да и парк доступных планарных внутриканальных наушников, был бы невозможен (ну или как минимум маловероятен) если бы у нас не стал лавинообразно расти парк доступных для выбора и разнообразно звучащих арматурных наушников, которым мы и посвятим эту статью.
Итак.
Арматурные наушники. Что это, чем хороши и плохи и почему же именно они стали таким мощным движителем всей темы портативнгого хайфая и хайенда.