Внимание! Вся техника MyST audio доступна для прослушивания как в офисе так и на дому. Причем, даже для иногородних слушателей!
Статьи и Публикации

Виды и типы наушников

Как выбрать наушники. Что не помешает знать.

Виды и типы наушников.

Предисловие.

Данная часть является чем-то вроде введения в тему для тех, кто пока ещё слабо разбирается в теме наушников и кому необходима начальная информация для вхождения в мир портативного (или правильнее сказать - персонального) аудио.

Она не будет содержать описания конструкции и технических характеристик (для этого будут другие статьи), но в ней будут рассмотрены потенциальные уровни качества и наиболее подходящие сферы применения. Иными словами, она представляет собой что-то вроде развёрнутого ответа на типовой риторический вопрос "А что мне лучше купить?"

Но, для начала хочу сразу оговорить одну вещь. В дальнейшем, говоря о возможностях тех или иных типов наушников, мы подразумеваем исключительно максимальный современный и практический потенциал.

Иными словами, мы предполагаем, что продукт сделан максимально качественно, но в то же время без применения "эльфийских" технологий.

Итак, поехали.

Виды и типы наушников.

Так и не выяснив однозначно, что в народе считают "Видом", а что "Типом" наушников (обычно оба эти слова используются в одном и том же контексте), для себя решил: разделять на "виды" наушники буду по потребительским свойствам (размер, вариант ношения, и т.д.), ну а "типы" будут разделяться по конструктивным особенностям излучателей. Так будет проще доносить материал, не путая разные свойства товара.

И сегодня мы сосредоточимся исключительно на "типах". Что касается "Видов" наушников, то им будет посвящена отдельная статья.

И в рамках данной статьи, исключительно для удобства подачи материала я введу что-то вроде градации по уровню качества:

  • Лучшие — это те наушники, которые условно можно назвать "максимально качественными" с точки зрения передачи звуков. Максимально точные.
  • Хорошие - те, которые имеют определенные, не критичные, но заметные недостатки, не сильно влияющие на прослушиваемый материал.
  • Оптимальные. Наушник обладающие явно упрощённым звучанием, но, что важно, без критичных проблем. При этом обладающие ценником, который с лихвой компенсирует недостаток качества.
  • Плохие. Те, чьё звучание вообще не попадает даже под минимальные критерии "качественного звука". Либо те, которые по звуку тянут разве что на "оптимальные", но стоят как "лучшие". Впрочем эту тему мы разберем как-нибудь потом.

И тут стоит добавить. Наушники, как и любой другой технический продукт — это набор инженерных компромиссов.
И в зависимости от приоритетов того или иного слушателя, от условия прослушивания, или от того, по какому параметру мы проводим сравнения, границы между соседними группами могут активно сдвигаться в ту или иную сторону.
Мало того, даже "лучшие" наушники не являются "идеальными". Они так же имеют свои особенности, о которых мы и постараемся рассказать.

Так что не стоит придавать слишком большого значения данному разделению и будем помнить, что делаем мы его исключительно только для удобства подачи основной мысли.

Наиболее распространённые типы наушников.

  • Динамические.
  • Арматурные
  • Изодинамические.
  • Электростатические.
И
  • Многодрайверные и гибридные.

Все Остальные - не самые распространённые типы, такие как электреты, пьезоэлектрики, излучатели костной проводимости, EST излучатели и т.д. и т.п. мы рассматривать не будем, так как сами по себе они не представляют собой что-то хотя бы отдалённо относящееся к понятию качественного звуковоспроизведения. И это ради них выше мы и ввели раздел качества "плохие".
Впрочем, как ни странно, это не мешает им применяться как вспомогательный элемент в многодрайверных наушниках. Иногда, с хорошим результатом, но чаще всего - нет.

Теперь подробнее

Динамические наушники.

Стоит отметить, что динамический излучатель развивался в течении десятилетий чуть ли не в полном одиночестве, практически не встречая сопротивления ни в одной их возможных областей применения.
В силу чего произошло несколько вещей.

Первое - он стал доминирующим во всех областях применения и во всех типах и видах наушников. Внутриканальные, накладные, охватывающие ухо и "таблетки"-вкладыши, где динамик вообще не имеет конкуренции. Короче он используется практически везде.

Второе - многолетний выпуск в диких количествах позволил снизить себестоимость производства даже весьма хороших динамиков чуть ли не "до нуля".

Третье - его потенциал роста качества, даже с учётом новых моделей, использующих разные экзотические материалы и способы изготовления уже почти полностью исчерпан. По крайней мере на данном этапе его эволюции.

Если же говорить о качественном потенциале, то для динамических наушников потолком является область просто "хороших" моделей. Условно "лучший" уровень ими на данном этапе развития не достижим. Зато в области "оптимальных" наушников у него и вовсе нет и не предвидится каких-то конкурентов.

Так же, некоторая ограниченность "по потолку" с лихвой компенсируется массой других сугубо практических достоинств. Таких как:

Для начала. За десятилетия производства разные производители наклепали дикое количество разнозвучащих (по характеру) динамиков. Так что среди динамических наушников можно найти звук практически на любой вкус и цвет и чаще всего - за умеренную плату.

Далее. Отдельные наушники (или динамики), которые уже многократно окупили все затраты на своё создание могу стоить "сущие копейки" и при этом выдавать на удивление шикарный звук. К сожалению, такие модели редко на слуху и чаще всего о них знает только очень узкая прослойка подкованных в теме людей. А ещё чаще они успевают закрыться в производстве до того, как получат всенародное признание. Но - тем не менее, факта это не отменяет - при желании среди динамиков можно найти настоящий жемчуг за копейки.

К достоинствам так же относится то, что найти приличный и недорогой усилитель под "топовые" накладные динамические наушники на порядок - два проще чем под ту же изодинамику или электростаты. Динамик не требует каких-то сверх возможностей от усилителя, так что нет необходимости искать что-то уникальное или специальное (как для электростатических или "тугих" изодинамических наушников).

И, наверное, самой сильной стороной динамических наушников является то, что среди них у покупателя самый большой выбор наушников закрытого типа. И особенно приятно то, что закрытость почти не ограничивает качественный уровень динамических наушников. В этом смысле у них конкурентом является разве что арматурный излучатель, да и тот только среди наушников-затычек (внутриканальных, иемов).

Кому могут быть интересны динамические наушники

В общем на динамические наушники я бы смотрел если бы у меня была потребность найти максимально качественный звук за минимально возможные деньги и не требующий больших затрат на всё остальное (ЦАП, Усилитель и т.д.).

И особенно, если бы мне нужны были закрытые накладные наушники.

А также если вы из принципа ищете приличные наушники-вкладыши (таблетки), игнорируя внутриканальные наушники (IEM - затычки).
Динамические мониторные  наушники
Beyerdynamic DT770Pro (250ohm)
Динамические внутриканальные наушники
Rock Jaw Arcanav2

Арматурные наушники (однодрайверные).

Арматурный излучатель (балансная арматура) в наше время является стандартом де-факто в производстве как высококачественных внутриканальных наушников (сокращённо IEM - in ear monitor) так и среди наушников с "авторским" звучанием.

И как правило только внутриканальных наушников.
Какие-то попытки приспособить арматурный излучатель в качестве компонента в накладных наушниках и в "таблетках" были, но все это было не более чем развлечение и рекламный хайп, и в привычку у производителей не вошло. Так что их можно даже не упоминать.

Популярности "арматуры" среди производителей внутриканалок способствовали малый размер излучателя, удобная конструкция, простота размещения в любых корпусах, в целом наплевательское отношение к "закрытости" корпуса (мало того - арматурный излучатель создан работать в "закрытых" условиях слуховых аппаратов), а также высокая чувствительность, очень высокая точность и качество передачи звуков.

Данный тип излучателя может проигрывать в ширине диапазона тому-же динамику, но солидно обгоняет его по детализации, разрешению и качеству атак (т.н. "скорости").

Если говорить о качественном уровне однодрайверных арматурных наушников, то они тянут на твёрдых "хорошистов", но с некоторыми претензиями на "лучшесть".

И хотя на практике даже один-единственный арматурный излучатель способен выдать прекрасный звук, нельзя не признать, что его конструкция явно ограничивает потенциал подобных наушников.
По крайней мере - пока что, на данном этапе развития.

В наше время однодрайверные арматурные наушники уже не так часто встречаются, и более-менее рассуждать о их уровне можно, разве что исходя из рассмотрения узкого круга "легенд", которые пока ещё не закрылись в производстве и которые успели заполучить свою аудиторию и репутацию до того, как рынок перенасытился многодрайверами и гибридами.

Поэтому особо подробно рассматривать его нет смысла. И делаем мы это исключительно из-за уважения к редким, но в своё время сыгравшим очень большую роль в становлении портативного аудио моделям. Некоторые из которых производятся и пользуются популярностью до сих пор.

Существенным минусом является очень ограниченный круг моделей достойных внимания в наше время, так что этот рынок обычно интересен тем, кто уже достаточно хорошо подкован в теме и знает куда смотреть.

Кому могут быть интересны однодрайверные арматурные наушники.

Интересны подобные наушники могут быть тем меломанам, которым вполне достаточно и "предтопового" качества, но при этом важны стоимость, цена, размеры, удобство и - главное - гармоничность звучания.

Последнее, к слову, не маловажно, так как многодрайверные системы могут быть выше однодрайверных по некоторым характеристикам (например ширина частотного диапазона), но при этом чаще всего они существенно проигрывают в слитности звучания и по возможностям отработки атак. Плюс, многодрайверные системы почти всегда обладают разбалансировкой характеров и уровней в различных частях диапазона диапазона, чего практически никогда не встретишь в однодрайверных (широкополосных) наушниках.
Однодрайверные арматурные наушники
Etymotic ER4Pt
Однодрайверные арматурные наушники
MyST Nail2 + LPG

Многодрайверные и гибридные наушники

Для начала, технически многодрайверные наушники и гибридные наушники — это одно и тоже. И в тех, и в других используется не один единственный излучатель звука а два и более. Иногда настолько "более", что это начинает напоминать какой-то фарс. Количество излучателей в одном наушнике в наше время может легко доходить до 20 штук и больше!

И сразу скажу, что данные системы практически целиком и полностью относятся исключительно к внутриканальным наушникам. Большие накладные наушники так же иногда пытаются делать многополосными, но это все баловство, которое практически никогда не переходит в ранг популярных и/или качественных товаров, так что о них мы не будем даже упоминать.

И лично мне привычно все-таки разделять эти два типа. К многодрайверам я отношу все наушники в которых применяется два и более излучателя одинакового типа (чаще всего это арматурный излучатель); а к гибридным наушникам отношу те, в которых применяются разные типы излучателей (чаще всего динамик + арматурный излучатель, но тут нет никаких ограничений для фантазии производителя)

Самой частой схемой среди гибридов является комбинация динамика для работы на низких частотах, и арматура на всех остальных.

Бывает, что в качестве ВЧ излучателей используют что-то вроде электретов, пьезоэлектриков и чего-то там ещё. Но чаще всего делается это исключительно для рекламной шумихи и на качество обычно не влияет. Мало того, чаще всего влияет как раз в сторону ухудшения звука. В редких - делают звук более красивым и "авторским".

***
Теоретически я лично не вижу каких-то принципиальных препятствий для создания "лучших" наушников на базе многодрайверов. Но на практике, как и в акустике, многополосность налагает свои ограничения на качество.

Согласование всех полос, влияние разделительных фильтров, разные возможности разных излучателей, ограниченность самих арматурных излучателей, ограничения, связанные с формой и длинной звуководов для разных излучателей и тому подобное — всё это усложняет путь для достижения идеала.

Собственно, из-за этого многополосные системы, как по мне, принципиально ограничены максимум "хорошим" звуком с очень сильным уклоном в область "вкусности" и "авторского звучания". И очень редко - в область "лучшего" звука. По крайней мере если смотреть на процентное количество таких моделей среди всего парка многополосных систем.

Но, с другой стороны, многодрайверные наушники позволяют подобрать звук практически на любой вкус и под любые потребности. Какой бы ни был у вас бюджет и потребности - почти наверняка что-то интересное для себя вы в этом типе наушников найдёте. И в этом у них практически нет конкуренции.
Не говоря уже о том, что многодрайверы - практически единственный тип, который используется при производстве кастом-мониторов, как для сценической работы, так и для меломанов.

Но, за всё приходится платить. Причём, в прямом смысле.

Да, существуют многополосные системы с вполне приличным звуком и очень демократичной ценой, но чаще всего, действительно качественные многополосные внутриканалки (иемы) - вещь не дешёвая. По той причине, что приличный арматурный излучатель сам по себе дорогой - на порядок, а то и два, дороже приличного динамического. Даже в массовом производстве. Плюс сама разработка и реализация многополосных схем может быть не дешёвым и не самым простым удовольствием.

Кому могут быть интересны многополосные внутриканальные наушники.

Таким образом многодрайверы можно рекомендовать в основном… всем. Но особую прелесть они получают, когда речь заходит о "поиске своего звука" и без ограничения бюджета. Гибкость по настройке звучания в таких системах позволяет любому реализовать свои задумки. Чем пользуются как большие фирмы, так и мелкие частники. Так что вариаций звука среди многодрайверов как психиатрических заболеваний - на любой вкус. Есть даже такие которые позволяют перенастраивать звук простым переключателем тумблера.
Гибридные многодрайверные наушники
Tansio Mirai WIND
Многодрайверные внутриканальные  наушники
Tasnio Mirai 3Pro

Изодинамические наушники.

Изодинамические наушники - единственные в наше время бурного развития персонального звука, которые могут претендовать на звание полноценно "лучших".

Кто-то может со мной не согласиться, и сказать, что до момента перерождения изодинамы у нас были электростаты, которые вполне могли их заменить на этом поприще. Но на это замечание я отвечу позже, в соответствующем разделе.

В общем, в изодинамических наушниках мы имеем все плюсы - полный диапазон на одном излучателе, великолепное разрешение, низкие искажения и даже - вполне себе неплохой выбор среди разных по характеру наушников.

Ну и все возможные минусы: высокая цена (как самих наушников, так и соответствующего сетапа под них), достаточно большой вес, требовательность к качеству источника и материала.

А также определенная ограниченность выбора.

Дело в том, что изодинамик - вещь капризная. Весь свой потенциал он раскрывает как правило только в одном виде наушников. А именно - открытые охватывающие ухо.

Впрочем, постепенно, с относительно медленной скоростью, но с упорным постоянством в мире появляются модели как накладных, так и внутриканальных наушников закрытого типа, которые уже в полной мере способны выставить себя на ринге против полноценных открытых изодинамических наушников.

И да, обычно они все равно проигрывают в прямом сравнении, но все чаще это проигрыш выходит только "по очкам" и с не самым большим отрывом.

Дополнительно отметим, что высокая стоимость - отнюдь не диагноз. Рост количества брендов и их модельного ряда создали достаточно обширный рынок, который по доступности и по цене вполне сравним с динамическими наушниками. По крайней мере, когда речь идёт о уровне цен от средних и выше. И эти модели хоть и не "лучшие", но уже вполне себе "оптимальные" или даже "хорошие" и легко конкурируют по ценам с аналогичными динамическими наушниками, как правило будучи во многом лучше их.

И в связи с нашим следующим пунктом отметим, что прелесть изодинамических наушников в том, что им не требуется специальных усилителей. Любой усилитель, подходящий к динамическим наушникам - вполне подойдёт и для изодинамических. Разве что он должен быть достаточно мощным, так как большинство приличных изодинам имеют не самую высокую чувствительность.

Кому могут быть интересны изодинамические наушники

В общем изодинамические наушники как правило представляют интерес для тех, кто вполне готов потратиться, кому требуется максимально возможное качество. Ну и чаще всего тем, чьи родные не имеют ничего против звуков, "идущих из вашей головы" (напомним, что открытые наушники играют одинаково громко в обе стороны, и в голову, и от неё).

Впрочем, последнее условие уже далеко не жёсткое, хотя выбор в области закрытых моделей хорошего качества всё еще не такой широкий.
Изодинамические наушники
MyST Gatling
Изодинамические наушники
Sivga Audio P-II
Изодинамические внутриканальные наушники
MyST IzoEM-2v
Изодинамические внутриканальные наушники
7HZ Timeless

Электростатические наушники.

Электростатические (дале ЭС) наушники - самый спорный и "фанатский" тип наушников. На мой взгляд, радикально отличающийся от мнения большинства аудиофилов, электростаты если и претендовали на роль "лучших", то только в те времена, когда из конкурентов у них были только динамики.

В наше же время, когда изодинамические модели уже достаточно распространены и количество моделей на вкус и цвет становится все больше, электростатические наушники всё больше смещаются в область "аудиофилии", в которой ценится не столько уровень звука, сколько его характер.

Так что на данном этапе они скорее находятся в области "хороших", но с очень сильной заявкой на "лучшесть" в некоторых моментах. Например, по разрешению на средних частотах.

Впрочем, я признаю, что может где-то в мире и существуют статы опровергающие на практике мои теоретические предположения. Но! - и это ещё один минус данных наушников - убедиться в этом весьма сложно, так как представлены эти наушники очень слабо и выбора у потенциального покупателя практически нету.

Плюс очень сложно их оценить отдельно от связки с конкретным усилителем, так как усилителей для ЭС наушников на рынке ещё меньше и стоят они совсем несуразных денег. Не говоря уже о том, что большая часть этих усилителей - ламповые, то есть изначально окрашенные, что ограничивает возможности по "доказательству крутизны".

Так же стоит отметить, что в силу принципа работы ЭС наушников на мембране и статорах наушника постоянно присутствует заряд, из-за которого они притягивают разного рода пыль и грязь. Иногда, для борьбы с этой пылью ставят защитные сеточки или тонкие мембраны, которые может пыль до мембраны и не допускают, но при этом являются дополнительным фактором, влияющим на качество звука. Звук от мембраны не идёт на прямую в ухо а переизлучается этой защитной плёнкой.

Сфера использования данных наушников практически целиком и полностью ограничена накладными мониторами открытого типа. Разного рода попытки создать на базе данного излучателя внутриканальные наушники или вкладыши, конечно, были, но остались в рамках просто интересных экспериментов и ничего полезного или нового миру наушников не дали.

Кому могут быть интересны ЭС наушники

В общем, хоть я и признаю, что электростаты — это легенда, это уникальный и любимый многими окрас, это, можно сказать некая отдельная культура потребления музыкального контента - но интересен этот продукт в основном только тем, кто принципиально хочет именно статы, именно их окрас, именно эту культуру и для кого деньги не имеют такого значения на фоне достижения своего идеала.

Для всех остальных они никакого интереса не представляют, так не дают ни превосходства в качестве, ни удобства использования, ни широты выбора, ни доступной цены.
Усилитель для ЭС шаушников
STAX SRM-323A
Электростатические наушники
Stax SL-R303Limited
Комплект Электростатических наушников с усилителем
MyST MySTatic + MyST StatAmp

Made on
Tilda